Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Отчет о совместном рейде представителей рыболовных клубов Новосибирска и инспекторов рыбоохраны.

4 января 2012 года 9:30 утра, мы выдвигаемся из Новосибирска в сторону села Красный яр, что на Обском водохранилище, чтобы присоединиться к инспекторам «Ордынского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания». Именно такое, длинное и сложное название имеет служба, которую мы по-простому называем рыбоохраной. Далее я буду использовать именно этот короткий термин.

Около часа в пути, и сразу за поворотом на Красный яр нас встречает начальник Ордынского отдела рыбоохраны Бычков Александр Иванович, и мы двигаемся к месту встречи с остальными инспекторами. Встречаемся, знакомимся и без лишних разговоров размещаемся в двух «комфортабельных» УАЗах.

Нас, представителей рыболовных клубов четверо – я (администратор Сайта Новосибирских рыбаков, Панькин Дмитрий), председатель Новосибирского Рыболовного Клуба (Васильев Александр) и двое участников от рыболовно-охотничьего клуба Сибиряк (Андрей и Сергей). Мы с Александром едем в УАЗе с заместителем начальника ордынского отдела рыбоохраны Тимукиным Евгением Николаевичем, государственным инспектором Савиным Сергеем Борисовичем и девушкой журналистом от одной из ордынских газет, которая также делала репортаж о работе рыбоохраны. Представители клуба Сибиряк разместились в другом УАЗе вместе с начальником Ордынского отдела рыбоохраны и еще двумя инспекторами.

Итак, выдвигаемся. Первая встреча с группой рыбаков состоялась минут через 15 пути и прошла вполне дружелюбно. Тут ловили «зачетного» судака.

Этот судак ровно 40 см при допустимом к вылову для рыбаков любителей размере равном 37 см. Длинна рыбы измеряется от рыла до основания хвостового плавника.

Эта встреча с рыбаками была первая и единственная, которая прошла вполне дружелюбно. Мы немного пообщались, ответили на некоторые их вопросы. Мелкого судака тут не ловили и врагов в нас не видели.

И мы двинули дальше, не без приключений.

Один из УАЗов влетел в трещину, и пришлось немного повозиться.

В это же время к нам на ниве привозят сотрудника полиции, который должен будет сопровождать нас все оставшееся время. К сожалению, наличие сотрудника полиции - это суровая необходимость, т.к. неприятные ситуации появляются даже при работе с рыбаками-любителями.

Время 12:30, в районе Быстровки подъезжаем к очередной группе рыбаков. Короткая прогулка в толпе, снимаем:

К тем, кто ловит окуня, у инспекторов рыбоохраны вопросов нет. Идем дальше.

А вот и мальки судака – 13 штук. Инспектор составляет протокол. Штраф за одного судка – 250 рублей и штраф за нарушение правила рыболовства от 1000 до 2000 рублей. Вот так на 5000 рублей наловили мальков!

Что двигает этими рыбаками, нам так и не удалось понять. Кулинарная ценность такого улова очень сомнительна, удовольствия от вываживания таких мальков тоже нет, проблемы с инспекторами рыбоохраны обеспечены… Почему бы не дать рыбе подрасти и через 1-2 года ловить нормального судака? У каждого нарушителя найдется с десяток «весомых» аргументов в свое оправдание.

На фотографии выше запечатлен рыбак, проявивший чудеса смекалки. После замечания инспектора о том, что судаков такого размера необходимо отпускать, он собрал окоченевшие трупики мальков судака и запихнул их обратно в лунку, пусть плывут!

На этой же стоянке инспекторы пишут еще один протокол за мелкого судака, встречаем двух других инспекторов рыбоохраны, передвигающихся на снегоходе, которые приехали со стороны Борового и двигаем дальше. Проезжаем еще несколько немногочисленных групп рыбаков. Мелкого судака ни у кого не видно.

И тут происходит ключевое событие в нашей поездке – в одной из групп рыбаков нас настоятельно «посылают» снимать сети, а не кошмарить рыбаков-любителей, при этом вполне четко указывают местоположение сетей.

Здесь стоит сделать лирическое отступление и прояснить, что на начало января 2012 года на Обском море сложилась уникальная ситуация. Новосибирский рыбозавод – основной пользователь, ведущий промышленный лов сетями, по собственной воле не стал получать разрешение на сетной лов в новом году. Таким образом, с 1 января 2012 года практически любые сети на ОВХ стали вне закона. Как долго продлится эта ситуация сейчас зависит только от рыбозавода. Они могут в любой момент получить разрешения на сетной лов и продолжить свою деятельность, как это было в прошлые годы.

Однако вернемся к рыбакам. Александр Иванович (начальник Ордынского отдела рыбоохраны) всерьез сцепился с рыбаками и предлагает им проехать с нами и показать местоположение сетей. К сожалению, никто из рыбаков не проявил достаточно активно свою гражданскую позицию и не захотел с нами ехать и что-либо показывать. Зато один из рыбаков, которого я про себя прозвал «дарт вейдер» (т.к. у него лице был толи шарф, толи маска черного цвета), нарисовал нам на снегу схему расположения сетей. И мы двинулись в том направлении.

Дарту вейдеру хочется сказать огромное спасибо за его наводку. У нас были опасения, что весь этот совместный рейд ограничится лишь протоколами за мелкого судака, а работы по настоящим браконьерам мы не увидим, однако, благодаря помощи простых рыбаков, нам в этот день удалось проследить работу инспекторов по полной.

Едем по направлению предполагаемого расположения сетей. Из соседнего УАЗа инспекторы рыбоохраны замечают установленную сеть, подъезжаем. Место установки обозначено вот такой проволочкой:

Заметить ее не так просто, но инспекторы знают и другие признаки установленной сети.

Буримся рядом, проверяем, и вот она сеть браконьерская – ячея 40 мм (при разрешенных 50 мм и без каких-либо бирок).

Инспекторы вынимают сеть. По большому счету и рыбы то в ней нет – десяток мелких судаков, пара подъязков и окушков.

Пока вытаскивали браконьерскую сеть, инспекторы вдалеке усмотрели одиноко стоящий снегоход. Сразу закралась мысль, что это браконьеры. На машинах гнаться за снегоходом бесполезно (снегоходы перепрыгивают через торос почти в любом месте и спокойно уходят от преследования), поэтому Александр Иванович вызванивает инспекторов на снегоходе, которых мы встречали ранее, и отправляет их на поимку предполагаемых браконьеров.

Продолжаем возню с браконьерской сетью и ждем развития событий. Вдалеке показывается снегоход с инспекторами, который почему то на всех парах мчится в нашу сторону. Почему к нам, а не к нарушителям? Никто не понял, но у нас закралась мысль – «а может не хотят ловить настоящих браконьеров»… Но как только снегоход подходит к нам, Иваныч командует подчиненным срочно направляться в сторону нарушителей. Теперь уже трое – 2 инспектора и сотрудник полиции едут на снегоходе для задержания браконьеров.

Тем временем мы заканчиваем возиться с сетью, грузимся в УАЗы и спокойно едем туда же.

Перед нами предстает вот такая картина:

Задержана бригада, ведущая сетевой промышленный лов. Еще 31 декабря 2011 у них все было законно, с документами, сети с бирками, ячея 50мм, как разрешено, но, как я писал выше, на данный момент никакого разрешения на сетной лов у них нет и не может быть.

Улов у сетевых браконьеров тоже какой-то смешной, хотя и тянет уже на уголовное дело. Орудия лова и транспортное средство (снегоход) конфискуются до решения суда.

Инспекторы рыбоохраны составляют протокол. Дело тут серьезное. Мы сделали фотоснимок протокола, на всякий случай. Будем держать этот случай на контроле и через некоторое время обязательно поинтересуемся, как закончится данная история.

Задержание сетевых браконьеров, разговоры и бумажная волокита отняли у нас не меньше 2х часов. Времени ехать дальше, уже нет, надо возвращаться. К сожалению, до мест указанных «дартом вейдером» мы не доехали. В том, что там тоже стоят сети, лично я нисколько не сомневаюсь, но в этот день у нас и так неплохой результат.
Разворачиваемся и едем назад. По пути, конечно же, подъезжаем к группам рыбаков-любителей. Все уже предупреждены – как только видят наши УАЗы, сразу же начинается суета и беготня, кто-то прячет пакеты с мелким судаком в машины, кто-то просто бросает улов, прыгает в машину и уезжает. Стыдно и стремно должно быть! Вот один из таких брошенных пакетов:

Инспекторы пишут протоколы, вежливо и корректно ведут разъяснительные беседы… Самое грустное, что очень многие рыбаки не понимают слов и ведут себя вызывающе – на вполне вежливые замечания о недопустимости лова мелкого судака, сыпят в ответ матами. И вроде бы многие уже взрослые люди, в возрасте, но мозгов им это не прибавляет. Может, конечно, старческий маразм уже подкрадывается, я не знаю.

Конечно, можно все валить на промлов и загрязнения окружающей среды, но простой арифметикой ведь все владеют, никого не обманешь. Мы проехали лишь очень небольшую часть Обского моря и встретили, наверное, человек 100 рыбаков-любителей. Сколько на самом деле рыбаков было на море в тот день, сложно сказать, но по нашим примерным оценкам может быть около 1000 человек.

У тех, кого инспекторы ловили за руку, было по 10-15-20 мелких судаков, у кого-то может быть ничего не было, но для нашей простой арифметики, давайте решим, что в этот день средний рыбак-любитель поймал 10 мелких судачков.

Считаем 10 судаков * 1000 рыбаков * 10 дней каникул = 100 тысяч мальков судака только за новогодние праздники. А сколько его выбили еще в декабре, когда он клевал гораздо лучше?!

Но нет, конечно, в отсутствии рыбы виноваты не мы, мы ведь только 10 рыбок в пакет положили, разве рыбы от этого убудет? Вот сетевики ловят, вот Барнаул травит, идите их ловите…

Идут и ловят всех, кто нарушает правила рыболовства. Я видел.