Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Советы от эксперта Сергея Шаталова.

Немного истории. Вспоминается один случай. Было это на ГЭСе, весной 1990 года. Из года в год, день в день, когда наступает повсеместный запрет, связанный с нерестом, начиналась лицензионная рыбалка под плотиной. Вода мутная и холодная – худший вариант для ловли на имитации, поэтому рыба не столько ловится, сколько калечится (багрится). Но суть не в этом. Подошёл к берегу мужичок со спиннингом. Бросать под 100 и за 100 метров умели уже и тогда. Спиннинг, как выяснилось, мощный, дюралевый. Одно пропускное кольцо (с катушки – и в небо), катушка «Невская». Основная 0,5, выброс (шок-лидер) 0,7-0,8, грузило от 80 г и больше.

 

Так вот, дядечка подошел к береговому урезу, принял позу, «хакнул» сколько бог здоровья дал, и заброс, что называется, «пошел». Ветер попутный, траектория полета груза идеальна, катушка ровно урчит. Заброс пошел-пошел… и ушел! Человек забыл привязать обратный конец лески к катушке, или сделал это небрежно. Плохо подготовился к рыбалке. Поговорим на эту тему.

 

Подготовка к рыбалке занимает времени больше, чем сам процесс. Но относиться к этому нужно спокойно, делать всё не торопясь, в охотку, с удовольствием. Ведь это часть нашего хобби. Когда-то две великих державы, находясь в состоянии холодной войны, работали не покладая рук, в три смены, многие годы, лишь для того, чтобы за полчаса уничтожить весь земной шар. Так и рыбак, следит до середины летней ночи или до самого утра для того, чтобы отловить 20-40 минут утренней зари, пока рыба в жоре. Так вот, чтобы сэкономить драгоценное летнее время, нужно максимально использовать то, что нам, сибирякам, сам бог дал – длинное межсезонье.

Вообще-то спиннингисты в чем-то самые «ленивые» из рыбаков. А именно: отправляясь на рыбалку, нам нужно взять только «палку» (я называю «смычок», с намеком на скрипичный), катушку и коробочку с имитациями. Нам не нужно копать червей, знать места, где водится опарыш, колдовать на кухне с прикормом и т. д.

Начнем трясти «арсенал» с самого простого – удилищ. Для начала нужно просмотреть все кольца от входника (первого от катушки большого кольца) до тюльпана. На наличие возможных трещин и сколов. Дело в том, что металлокерамические «зиловские» вставки по структуре имеют кристаллическую решетку, поэтому и не истираются шнуром, но при нечаянном ударе легко трескаются. Поврежденные кольца необходимо либо отреставрировать, заменив вставку, либо полностью заменить. Осматривая кольца, нужно вооружиться старой зубной щеткой (пожёстче) и убрать с колец и бланка весь налет (назовем его «накипью»). Его тем больше, чем мутнее вода в реке. Пройдя кольца, осмотрим рукоять и катушкодержатель. Рукоять отмывается намыленной губкой в теплой воде от остатков грязи, высохшей рыбьей слизи и чешуи. Насухо протереть. Обработанная таким образом пробка смотрится выигрышнее, чем новая, за счёт подчеркнутости рисунка – он остается темным.

Резьбовой катушкодержатель тщательно чистится той же щеткой от песка и присохшей глины. Можно в щель между зажимом лапки катушки и гайкой капнуть каплю современного, дающего нанослой масла – это всегда слабое звено.

Зимой, и только зимой, можно позаниматься ремонтами и стиркой чехлов для спиннингов. Или сшить новые. Я предпочитаю чехлы красного цвета: их не потерять ни на траве, ни на песке, ни на снегу. По черным и зеленым чехлам легко пустить полоску из красной тесьмы.

Не забуду, как в далеком 78-ом году, мы с братом рыбачили на устье речки Судогда, притоке Клязьмы, что в 100 км ниже Владимира. С надувной лодки ловили уклейку, голавликов, подуста, чехонь, густеру (естественно) и другую рыбу, что в Оби не водилась. И вот, отрыбачив, сидим метрах в 60-ти от пристани, ждем «Ракету». Современная молодежь не знает – это скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. Неожиданно та появляется из-за поворота реки. Похватав рюкзаки, чехлы, палатки, лодки, добежали, сели. «Ракета» вышла на крыло, только набрала скорость, как нам показалось, что чего-то не хватает. Оказалось, чехла с вёслами. Он был цвета хаки. Это в наше время пошёл в магазин да купил новые…. А зайдите сейчас, и посмотрите на тубусы для спиннингов. Какого они цвета? Это специально, чтобы вы, подъезжая к подъезду своего дома, вспомнили, как прислонили его к красивой пихточке на Горном Алтае.

Всё: тубусы, чехлы, коробки для блёсен и мушек, даже сотовый телефон и зажигалка обязаны быть пожарного цвета. Рыбаки красное любят. Тогда, в спешке собираясь на рыбалку или домой, вы соберете всё «автоматом». Я не случайно обращаю внимание на такие «мелочи», это действительно наболевшее, и эта статья о мелочах, на которые следует обратить внимание в межсезонье.

Если уж задели тему цветов, то сам рыбак, став в забродку или сидя в лодке среди кувшинок, должен быть закамуфлированным эталоном невидимости. Достал коробочку с блеснами – она красная. Убрал – тебя снова не видно. Исключения, когда ловите с лодки на Оби. Бейсболка, спасательный жилет и спасательный круг на палубе должны быть оранжевыми. Это спасает от мошкары, и инспекторы ГИМС не подъезжают проверить документы.

Еще одна «мелочь», пока не ушли от темы чехлов, как укладывать в них спиннинг? В «Путешествии Гулливера» лилипуты вели ожесточенную войну по причине, с какого конца бить яйцо: тупого или острого. У нас все серьезно. Если вы будете опускать вершинку тюльпанов вниз, то стык удилища будет всегда идеально чистым, а сам кончик, при любом воздействии извне, спрячется за толстую пробковую рукоять. Чехол представляет из себя длинный тонкий мешок, песок из которого никогда не вытрясти. А он попадает туда всегда, в основном слетает с грибка. В результате, если пихать вершинку «правильно», как купили в магазине, песчинки в раструбе стыка неизбежны. Отсюда задиры, трещины и разрушение бланка. Это сплошь и рядом, наболевшее.

Ну да, вернемся к нашим баранам.

Катушки. Один известный рыбак-писатель (живет на Ладоге) поделил всех рыбаков на шесть категорий. С первой понятно, последняя, это когда рыбалка – и хобби, и работа, и образ жизни. Поэтому для нормальных рыбаков 3-4 уровня советы.

Нужно покрутить, послушать звуки. Могут урчать зубья – это в разной степени износ главных шестерен. Устраняется более густой смазкой. Может ровно гудеть ротор – это заржавел игольчатый подшипник мультистопа. Неустранимо, т. к. жидкая смазка звук не уберет (детали уже не зеркальные, а напоминают некрашеный железный гараж), густая же просто отключит его. Нужно менять весь узел. Помните, что 70-80% всех существующих катушек боятся воды.

Один ударчик с оборотом ручки – что-то с ходовкой (сорвали зуб на зацепе).

Один ударчик с оборотом ротора (поскольку обороты у него высокие, то катушка тарахтит), лучше также обратиться к знающему рыбаку, у которого есть какой-то опыт.

Хороший вариант, если купить точно такую же модель. Лучше иметь две абсолютно одинаковые катушки, чем пять разных. Потому что у пяти разных будет пять сроков службы, а у двух одинаковых – десять. Желательно, конечно, с ними постепенно «подружиться», изучив строение.

Шпулю снять может каждый. Если не резной винт фрикциона – переверните и посмотрите, не залипла ли шайбочка скольжения. Не потеряйте (наболевшее). Щеточкой для клея (продается в канцтоварах) повыгребайте песок. Ей же пройдетесь по ротору и всей катушке. Несложно снять и ротор. Тем же движением, что и шпулю, переверните и проверьте, не залипли ли регулировочные шайбы под ним. Не потеряйте. Выгребите песок движением кисточки от подшипников (оси шпули) наружу.

Когда ротор снят, можно снять и крышку корпуса, взглянув на «святая святых»: шестеренки и привод хода шпули. Дальше либо добавить смазки, либо промыть всё керосином (с него меньше угораешь), хорошо просушить и смазать с нуля. В труднодоступные места капнуть жидкой смазки, на привод хода шпули идет гель, а на шестеренки – в зависимости от модели (прямой, как лесенка, или винтовой зуб) и от износа: либо гель, либо густую.

Закрывая крышку корпуса, помните, что шайбы, регулирующие зазор в зубьях, имеют смысл, только находясь между подшипником в крышке корпуса, и тыльной стороной главной шестерни. У любой отсебятины будет подвох.

Собирая все в обратном порядке, помните, что все болтики и гаечки должны быть закручены без чрезмерных усилий. Такие материалы: пластики, алюминиевые и бронзовые сплавы. Даже сильно закрутить главную рукоять и оставив так на зиму, к весне получите утолщенно-раздутую ось главной шестерни. Потом с нее, в частности, сложно снять подшипник.

Одевая ротор, смажьте прилив-горку, о которую бьется шток, закрывающий дужку лесоукладывателя, густой смазкой.

Прежде чем одеть шпулю, следует нанизать на ось сначала опорную металлическую (чаще с зубчиками) шайбу, затем шайбу скольжения. Одну или несколько, так как с их помощью выставляется наметка, и уже потом шпулю. Наметка – это катушка и есть, как она есть. Если метает хорошо — вы отдыхаете. Если плохо — мучаетесь.

Самое же главное – смазать ролик лесоукладывателя, хотя бы не разбирая «на старые дрожжи». Лишь бы не был сухим (наболевшее). Во многих роликах ( «Даива», «Бонакс») ставятся регулировочные шайбы, которые при разборке-сборке легко потерять. Они мелкие и малозаметные старой смазке с черной наработкой. Разбирайте внимательно, неторопливо. Протерев-промыв все детальки, ставьте все в той же последовательности. У «Шимано» и «Риоби»(«Эксия», «Зестер») ролики стоят как бы наоборот — конусом от дужки.

Смазка в ролик идет любая, здесь важнее регулярность. Ролик обязан вращаться и желательно бесшумно. Проверять это лучше метровым куском шнура или лески. Перекиньте его на один оборот через ролик, возьмите за концы и, зажав катушку между колен, погоняйте туда-сюда, оценив звук. Чем сильнее шум, тем гуще смазка. Если не помогает — пора заменить шариковый подшипник. Если не помогает — поставьте фторопластовые шайбы по краям ( или с одной стороны) ролика. Всё, ловите с удовольствием.

Привинчивая дужку лесоукладывателя, следите, чтобы она не создавала эффекта пружины, а ложилась сама, точно по месту с разумным усилием.

Рукоять катушки, та ее часть, что держим в пальцах, бывает разборной, и тогда можно убрать старую смазку и грязь. Чаще ее просто прокапываешь жидким маслом. С излишками масла уходит грязная наработка, ну а что останется, то и будет служить.

Теперь о том, что на катушках намотано. Обязательно перемотать, убрать узлы и бороды. Проверьте и возьмите за основу, что нет такой бороды, которую нельзя распутать. Посмотрите, не поврежден ли шнур, и не пора ли ему на покой: на подметку, концевым «на убой», на карасевые дела. Возможно, его следует перевернуть. Под концепцию сверхдальнего заброса лучше завести новый шнур и подмотать его до краев. Шпули берутся большего диаметра, чтобы, когда на траектории уже 80-100 метров, передний буртик оставался таким же низким, как в начале заброса. Шнуры берутся тоньше заявленной лесоемкости, и катушка по своей наметке должна с этим сравняться. Для ловли с лодок и ночной ловли нет смысла переполнять барабан, наоборот, лучше его осадить чуть глубже — бог с ней с дальностью, зато без аварий (бород). Сюда идут б/у шнуры, утратившие номинальную длину.

Ну и после удилищ-катушек, нужно разбирать прошлогодние завалы во всех коробках с имитациями. А они делятся на обские береговые, обские лодочные, джиговые, воблерные, щучьи, для горных рек и другие, и в вариантах. И потому это совсем другая история. Но под конец напомню французскую поговорку: «Удача приходит к тому, кто к ней хорошо подготовился».

Сергей Шаталов