Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Июль… Тихая пора неподвижной дневной жары и таких же тихих ночей, тёплых и ещё коротких по-летнему. Заворчит где-то вдали, окутается горизонт мягкими тучами, покроется чёрно-синей пеленой – жди дождя. А со стороны тёмного горизонта уже идёт ветер, гнёт деревья, вздымает пыль над городом. Дождя ещё нет, но его запах явственно чувствуется, сменяя тяжёлую духоту на приходящую с ветром свежесть. И вот, наконец, ударили по крышам первые капли. И началось… Мерный шум ливня с раскатами грома заполонил, кажется, всё, и уже создаётся впечатление, что весь мир состоит из стены дождя и вспышек молний.
Но вот всё закончилось. Пахнет озоном, тёплой пылью и свежей листвой. Брызжет солнце в лужах и опять приходит тихая неподвижная жара-духота до очередного летнего ливня.
Это время считается «глухой» порой для рыбалки. Но многие рыболовы так не думают и продолжают ловить свою рыбу, каждый по-своему и в разных местах, кому, где по душе, будь это большая величавая река, необхватное взором водохранилище-море, тихое лесное озеро, деревенский карповый пруд или малая речка, бегущая среди лугов и дубовых рощ. 
 
                                                    
 
Эти места на Малой Кокшаге, неподалеку от города, проверяю с ранней весны. Вроде бы, совсем близко от окраины пригорода, километров пять, а зайдёшь в лес, пройдёшь к реке, а там и до своего места на песчаном берегу, и нигде не увидишь пустых бутылок, полиэтиленовых пакетов и прочей дряни, которая заполонила берега российских водоёмов. Что это, люди другие приходят сюда? Видимо, так, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. И на найденном мною бережку не было мусора, даже не пришлось расчищать берег, как обычно приходится делать перед рыбалкой, только несколько бутылок-полторашек принесло, очевидно, большой водой. 
Первая проверка этого места ещё в апреле и начале мая порадовала тем, что есть в этом месте налим. За ночь попались на закидушки четыре налимчика, один под килограмм весом. В последнее время не везде его встретишь. Много было налима на Большой Кокшаге, что в сорока километрах от города, но в последнее время нет-нет, да и ударят там током нелюди, видимо, без рода и племени, живущие по принципу «на мой век хватит»… И после такого разбоя на какое-то время замирает река. Лишь пополняет её потери волжская рыба, поднимающаяся весной.
Ещё радует место тем, что, несмотря на близость города, здесь немноголюдно. Редко встретишь  за утро одного-двух рыболовов. Вероятно, играет роль принцип: «чем дальше, тем рыбы больше». И все стремятся на Волгу и Ветлугу. А мне нравятся эти миловидные, чистые и рыбные места, хотя и волжские дали не забываю. Но когда времени на рыбалку только утро, то прихожу сюда. 
Рыбалка на фидер весной приносила здесь разную речную рыбу, в том числе и подлёщиков, но лещи не попадались. Наверное, самое лучшее время для его ловли – начало июня – я пропустил, ездил в другие места. И вот теперь собираюсь сюда на ночную рыбалку. Знаю, что в середине лета леща лучше ловить ночью. По крайней мере, на реке Большой Кокшаге именно тёплыми июльскими ночами попадались самые крупные рыбины. Это если сравнивать с рыбалкой утром и днём. Здесь тоже надо проверить.
Палатку в этот раз не ставлю, а только делаю небольшой навес из полиэтилена на случай неожиданного июльского дождя. Костерок тоже сделал только небольшой. Чай вскипятить. Здесь по берегам много смородины, шиповника и малины. Когда ещё такой лесной чаёк попьёшь? Даже не стал брать с собой заварку.
Вот и отполыхала вечерняя заря, скатившись за кромку леса на противоположном берегу. Я сижу у парочки фидеров, заброшенных под противоположный берег. Там хоть и коряжник цепляет изредка крючки, но место уловистое. Именно там попадались подлещики весной. Забросил примерно по границу течения и небольшой тихой полосы у моего берега, где вода закручивается в водовороты и ходит кругом.
Этот сезон посвятил проверке фидера, который мне недавно прислали из питерского интернет-магазина со звучным названием «Минотавр» или Rybolov.ORG. Уже проверял на карповом платнике ранней весной, но так и не пришлось побороться с сильной рыбой. Рано приехали. Лёд ещё стоял у противоположного берега. 
Приобретённое удилище Akara Experience Feeder L1235 TX-20 можно назвать универсальным, под кормушки от 60 г до 120 г. Среднего класса, но почти хэви. Его я использую для дальних забросов, которые здесь не нужны, но проверка есть проверка. Ага!.. Вот качнулась вершинка моего Akara, брякнул бубенчик… И тут же забренчал соседний фидер, сделанный своими руками из китайского «телескопа». Тоже работает, когда не требуется заброс дальше двадцати пяти – тридцати метров. Подсекаю на «китайце» и, бросив его на подставку, берусь за Akara Experience Feeder. Что-то есть… Вскоре на леске толчками забилась упрямая тяжесть. Всплеснуло на поверхности… Вот он, июльский лещ! Рыбина заворочалась у берега, и я подхватываю леща подсаком. Есть! Первый. 
 
На «китайце» рыба, видимо, сошла после того, как дал слабину, положив удилище на подставку. Ничего, время ещё есть. Только стемнело, до зари посижу у снастей. 
А ночь в июле ещё светлая, особенно у воды. Только-только отгорела вечерняя зорька, чуть стемнело, а вот уже и светлая полоска утренней зари появилась на другой стороне реки, за поворотом. Там вскоре начнётся новый день.
Пока пил душистый лесной чай, отмахиваясь от комаров, время пришло и для другой поклёвки. Есть такой закон: стоит взяться за еду или рюмочку поднять, обязательно клюнет, хотя до этого снасти скромно молчат… Но не до еды. Бегу к фидерам. Теперь трясётся вершинка у «китайца». Есть, сидит! Вываживаю ещё одного леща. 
Так до утра и поклёвывали лещи-подлещики, а с восходом солнца квивертипы удилищ стали встряхиваться только от воровских поклёвок плотвичек да густёрок с ладошку. Можно и домой собираться.
 
                                             Окуни лесного озера
 
Как ни странно, но в середине лета на лесном Лужьере окунь начинает брать злее, чем в другое время. Это вообще загадочное озеро. Оно образовалось, видимо, после торфяного пожара, когда выгоревшую котловину заполнили воды окружающих озеро моховых болот и речушки Лужи. Глубина в озере смехотворная, не более двух метров. Лишь в одном месте, за островком камыша, есть глубина около трёх метров, но зимой здесь, видимо, выходит болотный газ, от чего умирают живцы на жерлицах. Несмотря на мелководность, здесь обитает очень крупная щука. Бывшие арендаторы озера, заводчане, говорили, что когда пытались вычерпать мелких окуней неводом, чтобы запустить карпов и белых амуров, через сетку перепрыгнула щука с лодку размером. Трудно сказать, правда это или нет, я ловил здесь щук не более семи килограммов весом, но в довоенных газетах писали о лужьерских щуках до тридцати килограммов весом. Озеро хоть и мелкое, но большое по площади. 
 
Другая его особенность в расцветке окуней, которые, очевидно, обитают под низким берегом озера, состоящим из переплетённых кореньев, закрытых дёрном и мхом. Эти окуни совершенно чёрные. Их ещё называют «конголезцами». Они не имеют полос на теле, и оттенки окуней бывают вплоть до фиолетовых. Другие, что живут вблизи от берега у камышей, могут быть тёмно-оранжевыми, а самые крупные, достигающие веса трёх килограммов, имеют обыкновенную светлую расцветку с полосками. Эти горбачи живут на песчаных плёсах, которые встречаются посреди торфяного ила.
Крупные окуни не берут ни на любые обманки, ни на живцов-карасиков, специально сюда привезённых, ни на плотвичек из соседнего озера, которых специально приносили сюда. Только подавай им окуньков. Именно окуни ставятся здесь в качестве живцов на летние жерлицы-рогульки и только на них можно поймать крупного окуня и щуку. Мне попадались здесь на жерлицы окуни до двух с половиной килограммов. Местные же рыболовы говорили, что и на три кило есть горбачи в озере.
Именно в июле и в начале августа берёт здесь окунь на вертушки и силиконовые приманки, правда, не тот горбач, а обычные сто-, двухсотграммовики.
Сегодня я оплываю свои владения, как Робинзон, поскольку на озере уже два дня как ни души… Эта пустынность и привлекает меня на Лужьере. С вечера я поставил восемь жерлиц у берега и островка роголистника за камышом. За камышом шесты-тычки пришлось вбивать топором, настолько там плотное дно.
Вот у одной из жерлиц  натянута леска, рогулька косо висит на ней, уходящей в траву. Берусь за леску. Ага, есть… Вывожу на поверхность горбача. Этот на кило потянет. Окунь резко кинулся под лодку, и я едва успеваю отвести его колючки от борта «резинки». Проколет такой, как пить дать… Взяв его подсаком, кладу не в лодку, а в кан и закрываю крышкой.
Сняв с жерлиц ещё парочку горбачей и щучку-травянку, готовлю спиннинг. Несмотря на то, что на мелкие твистеры и виброхвосты  окунь берёт лучше, использую всё же вертушки. У резиновых рыбок азартные окуни постоянно отрывают «хвосты». Вертушки я здесь ставлю обычно Akara Action Series Bullet 2, 6 г и Akara Action Series Libra 2, 6 г.
Иногда лучше работает лепесток Аглия, иногда Лонг, но в целом для этого озера я нашёл их, как самые рабочие приманки, особенно для жадного июльского окуня. «Заводятся» сразу, не залипают, исправно ловят матросиков и полосатиков до двухсот граммов. А «крупняк» дают жерлицы.
Вот заброс, проводка вдоль камыша… Есть! Тупой толчок и отчаянное сопротивление с уводом лески в сторону камыша. Здесь и встану на якорь-кирпич. Впереди ещё два дня озёрной рыбалки в полном одиночестве и тишине, посреди сосновых боров, пахнущих живицей, багульником и тёплой водой с озера. 
Александр Токарев, фото автора