Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Новосибирское водохранилище на пороге экологической катастрофы. И это не пустые слова. С каждым годом уловы рыбаков становятся все скромнее. Отчеты о рыбохозяйственном состоянии ОВХ только подтверждают это. Но почему-то никто, смотря на ужасающие цифры, не предпринимает решительных мер. Ситуация усугубляется с каждым годом.

Красивый пейзаж ОВХ

 Фото, Малиновский М.А, 2017 г.

Экологическая катастрофа на ОВХ

Сегодня в гостях нашей редакции два человека, которые озабочены происходящим, и настроены на решительные действия:

  • Сергей Киров, рыболов-любитель, который всю свою жизнь посвятил рыбалке на Новосибирском водохранилище и наблюдает за происходящим уже не один десяток лет.
  • Активист Движения «Спасем ОВХ от гибели» - Сергей Бородин, которому не безразличны проблемы экологии в нашей стране.

Вопрос 1: Сергей Киров, вы как человек, который рыбачит на ОВХ круглый год уже более 30 лет, расскажите, пожалуйста, что все-таки происходит с нашим водохранилищем? Почему все жалуются на катастрофическую ситуацию с рыбой в последнее время?

«Здравствуйте, Алексей. Первый раз я вышел на лед Обского моря, когда мне было около 13 лет. С 1990 года начал вести записи выездов на рыбалку и поэтому в точности могу сказать, какие уловы были тогда, и как они менялись с течением времени. За эти 30 лет поменялось очень многое! Из уловов рыбаков практически полностью пропали: лещ, язь, сорога, даже вездесущий королевский ерш, которым славилось наше море в 90-е годы, практически исчез.

В настоящее время на ОВХ остались только два вида рыб, которые поймать еще более или менее реально - это судак и окунь. Однако и их осталось настолько мало, что уловы в 5-10 экземпляров уже считаются большой удачей. А учитывая, что по закону нашей области, весь судак до 33 см должен быть отпущен, то для того, чтобы прийти домой с уловом, рыбак обязательно должен взять с собой денег на посещение рыбного магазина... При этом у меня создается устойчивое впечатление, что с каждым годом ситуация становится все хуже и хуже».

Рыба из сетей брошена на льду

Вопрос 2: Да, в официальных отчетах "О рыбохозяйственном состоянии Новосибирского водохранилища" тоже говорится о плачевной ситуации. И такая динамика отмечена не первый год. Кто же все-таки наносит основной вред водным биоресурсам ОВХ, и в чем, по-вашему, основная причина такого плачевного состояния рыбных запасов?

«На первое место я бы, безусловно, поставил повальное браконьерство. Вы просто не представляете, сколько браконьерских бригад на ОВХ «черпает» рыбу на сети в круглогодичном режиме. При этом они не боятся никого и ничего.

  • Во-первых, потому что им ничего не грозит кроме штрафа, если общая сумма ущерба не превысит 100 000 р. - они с легкостью могут отбить его за короткое время.

  • Во-вторых, потому что самые «серьезные» из них имеют лицензию на «научный лов», которую они в любое время могут достать из кармана.

При этом некоторые их катера не имеют бортовых номеров, а в потайном рундуке, как правило, есть огнестрельное оружие на случай непредвиденных обстоятельств.

Рейд. Ловля на сети

Разговаривал я недавно с одним научным работником. Он поведал мне, что для науки им надо всего кг 20 рыбы в год, а по факту одни только «научные бригады» вылавливают десятки (раньше ловили сотни) тонн в год, отборного маточного поголовья судака и другой рыбы. А ведь кроме них есть еще браконьеры без лицензий. По-моим данным вообще никакие научные исследования с добытой сетями рыбой не проводятся, и эта лицензия является лишь прикрытием для бесконтрольной добычи рыбных ресурсов на ОВХ.

На второе место по нанесению ущерба ОВХ я бы поставил легальные рыбодобывающие компании, которые по своей сути мало чем отличаются от обычных браконьеров. И Ордынский рыбзавод, безусловно, является здесь лидером уже многие годы. Общеизвестно то, что основным орудием их промысла являются тралы, которые наносят просто колоссальный ущерб рыбным запасам. Кроме вылова самой рыбы они попутно уничтожают абсолютно все на своем пути, и в первую очередь траву и коряги - естественные природные нерестилища. О вреде тралов написано множество литературы, но, к сожалению, у нас до сих пор нет на них никакого запрета.

Ловля тралами на ОВХ

 

Из отчета о рыбохозяйственном состоянии Новосибирского водохранилища. Свежий отчет найти не удалось. Официальный запрос подан, обрабатывается в течении 30 дней (прим.ред)

Цитата: "Промысловый запас этого вида (судака) находится в катастрофическом состоянии. Вылов за час траления в последние годы не превышает 7-12 экз. Подавляющую часть уловов (около 90 %) составляют неполовозрелые и впервые созревающие особи в возрасте от 2 до 4 лет с длиной тела 22-40 см. Более крупные экземпляры встречаются единично".

Цитата: "Помимо промышленного лова на водохранилище развит любительский и браконьерский вылов рыбы. Можно считать, что существующий уровень браконьерской добычи и сбыта рыбы наносит серьезный ущерб рыбным запасам... Согласно экспертной оценке, рассчитанной по действующим методикам, неучтенный вылов рыбы в Новосибирском водохранилище превышает объем возможного вылова на 30%, а по ценным объектам промысла - судаку и стерляди - более, чем в 2-4 раза".

Цитата: "Колличество рыбодобывающих предприятий на Новосибирском водохранилище непостоянно и каждый год различно. Аборигеном является Новосибирский рыбозавод, который добывает уже много лет, и в сравнении с выловом которого, вылов остальных пользователей минимален".

 

Отчет о ловле тралами на Новосибирском водохранилище

Кроме трального лова, рыбзавод круглогодично осуществляет и сетевой лов (под прикрытием той же «науки»). Так как официально сети на ОВХ запрещены для всех остальных целей (на январь 2020 года). И уже под прикрытием самого рыбзавода работает множество рыболовных бригад, которые по бумагам ловят рыбу на официально разрешенные фитили, а по факту ставят опять же километры сетей...

Иногда сотрудникам ЛОВД и честным работникам рыбоохраны удается брать с поличным такие бригады, но силы явно не равны. Им не хватает для нормальной работы ни людей, ни материального обеспечения, ни достойной финансовой мотивации. Законодательство, к сожалению, также не на их стороне, так как многократно усложняет работу по борьбе с браконьерами своими непродуманными законами.

На третье место по ущербу рыбным запасам я бы поставил сотни километров брошенных сетей, которые не только ловят рыбу в круглогодичном режиме, но и наносят колоссальный вред качеству самой воды. А самое страшное то, что утилизировать их просто невозможно, так как большинство из них намертво запутаны в многочисленных корягах.

Неправильная регулировка воды работниками ГЭС, особенно ее падение в период нереста с 25 апреля по 10 июня, а также само качество воды, которое страдает от различных сбросов, займут четвертое и пятое «почетные» места в этом черном списке вредителей ихтиофауны».

 Сети в мертвой рыбой

Вопрос 3: Сергей Бородин, вопрос к вам, как давно вы озабочены вопросами экологии? Почему вы взялись именно за Новосибирское водохранилище?

«Вопросом экологии, не только водоёмов, я озабочен с детства. Когда мне было лет 10-12, я выписывал журнал –«Юный натуралист». И однажды написал письмо в редакцию этого журнала с сообщением о том, что у нас река грязная, и что туда периодически скидывают химикаты, травят рыбу. Они это письмо переслали в «горисполком» моего города (а жил я тогда в г. Юрга). Меня, мальчишку, вызвали на беседу… Мама мне сказала не ходить, от греха подальше. Поэтому, можно сказать, что с 10-12 лет я озабочен экологией водоёмов и природы вообще.

Но сейчас я озабочен вообще проблемой пассивности нашего народа и нежеланием ничего предпринимать и решать. Многие считают, что государство подумает за них и решит все проблемы - это не так. Если человек сам не будет ничего делать для изменения качества своей жизни - ни кто за него это не сделает.

Движение "Спасём ОВХ от гибели" - я создал с целью пробудить людей. На примере спасения ОВХ, люди убедятся, что они могут влиять на происходящее вокруг них. Сейчас многие участники Движения не верят, что у нас что-то получится. Мы им докажем, что получится. Более того, спасут ОВХ они сами. Я лишь подскажу путь спасения, а спасать будем все вместе. Поэтому, не будет руководителя у этого Движения, а будет группа наиболее активных, инициативных, способных. Те, кто возьмет на себя ответственность за решение какой-то конкретной задачи, из набора задач, решив которые мы спасём Новосибирское водохранилище».

Фотография ОВХ в ясный день

Фото, Малиновский М.А, 2017 г.

Вопрос 4: Сергей Киров, вы наверняка тоже заметили, что основная масса судака в водохранилище не превышает и пол килограмма. Неужели всего крупного выловил тралы, сетевики и обычные спиннингисты? Как вы считаете, в чем причина измельчания вида?

«Всего крупного судака действительно выловили сетевики и тралы, спиннингисты здесь не при чем. Нам, рыболовам-любителям, достается только то, что чудом проскочило через ячейку.
Да, действительно основная масса судака на ОВХ не превышает 400 граммов. Как я уже говорил ранее, если соблюдать закон и отпускать судака меньше 33 см, то практически любая рыбалка на судака закончится «баранкой». Средний улов на январь 2020 года составляет около трех этих недомерков за световой день.

Причины измельчания вида вижу, в первую очередь, в недостатке кормовой базы. Дело в том, что основной пищей судака на данный момент являются свои же собратья, и, честно говоря, я не понимаю какой смысл отпускать судака весом 300 грамм, если он за год потом сожрет несколько десятков своих же мальков и при этом останется в том же весе. При этом потомство генетически полноценного судака, количество которого уверенно стремится к нулю по вышеописанным причинам, он тоже съедает.

Этот тугорослый судак имеет возраст около 5 лет, и размножается при весе 300-400 граммов. Он имеет плохую генетику и расчитывать на то, что его «дети» будут расти быстро также не приходится. В итоге получается замкнутый круг - самый многочисленный размер судака которого на море 90% (от 200 до 400 г) и сам не растет, и другим не дает. Если бы наши законотворцы знали все эти нюансы, то они бы не издавали законы, которые наносят поголовью нашего местного судака больше вреда, чем пользы.»

 

Судачки в камнях

Вопрос 5: Какой выход вы видите в этой ситуации? Нам остается только наблюдать, как наше любимое«море» медленно превращается в мертвый водоем?

«Ну, во-первых, не медленно. По моим прогнозам еще два-три года и, если ничего не предпринять, то про рыбалку на ОВХ можно будет забыть окончательно.

А если еще и сети легализуют повсеместно в Сибири в связи с последними изменениями в нашем законодательстве, тогда с рыбалкой, наверное, придется вообще завязать – ловить будет некого...Что делать?

Тралы и сети надо запрещать однозначно. Дальше смотреть на результат, возможно, этого будет достаточно для кардинального улучшения ситуации. Противники запрета тралов в основном сетуют на нехватку рыбы населению, однако они, наверное, не знают о том, что большая часть улова из нашего региона уходит за границу. Например, только за первое полугодие 2018 года из Новосибирской области в страны ЕС отправлено более 600 тонн рыбной продукции.

Подводя итог, скажу, что выход у нас есть, но бороться с системой будет не просто. Нам надо сплотиться, объединиться, и переломить ситуацию».

Вопрос 6: Сергей Бородин, какие задачи ставите перед собой и участниками Движения «Спасем ОВХ от гибели»? Какие конкретные шаги намерены предпринимать?

«

  • Первое, получить научное обоснование сложившейся экологической ситуации на нашем «море» и рекомендации от учёных по мероприятиям для оздоровления водохранилища. Это работа с экологами, ихтиологами и другими научными институтами по этой теме.
  • Второе, перепады уровня воды в ОВХ. Это работа с ГЭС, с администрацией города и области. Это очень серьёзная проблема, которая может быть даже проблемой №1, т.к. из-за перепадов уровня воды очень сильно страдают нерестилища - икра рыб остаётся на суше, на кустах или наоборот её смывает водой.
  • Третье. Отсутствие браконьерства. Это работа с рыбнадзором, водной полицией и другими причастными. Речь идёт про борьбу с теми, кто километрами ставит сети и вылавливают рыбу сотнями килограмм за раз, а не про дедушек, которые своей сеточкой ловят себе для проживания или ловят на удочку судачков меньше 33 см. - просто позор для контролирующих органов ловить таких дедушек!
  • Четвертое, полное отсутствие промысловой ловли на ОВХ. Рыбзаводы ловят рыбу тралами, которые очень сильно портят дно водоёма, что в последствие ведёт к экологической проблеме водоёма.
  • И последнее. Искусственное разведение и зарыбление водохранилища. Судак на ОВХ выродился: медленно растёт и рано достигает половой зрелости. Нужен прилив "новой крови". А так же нужно запустить в ОВХ мальков муксуна, осетровых, нельмы и других ценных рыб.

Яр на ОВХ

По сути, нам нужно сделать три шага:

  1. Шаг: поставить диагноз заболевания Новосибирскому водохранилищу. Работать над этим шагом мы уже начали.
  2. Шаг: выработать план мероприятий для оздоровления ОВХ.
  3. Шаг: довести этот план по практической реализации.

Получится-не получится - так не стоит вопрос. Вопрос стоит так: как скоро мы спасём ОВХ. Я надеюсь на серьёзные изменения уже к лету этого года».

Спасибо, что пришли в нашу редакцию. Я, как заядлый рыболов, который сам осознает остроту возникшей проблемы, очень надеюсь, что у вас все получится и наше небольшое, но прекрасное «море» будет радовать хорошими уловами не только меня, но и моих детей в будущем. Удачи вам в этом нелегком деле!

Алексей Писляков

***

Читайте также: