Есть производящие фирмы и есть торгово-закупочные. Последние набирают каталоги, создают склады и реализующие сети, а товар под своей маркой заказывают на фирмах производящих. Это «Зебко», «Кеттус», «Микадо», «Бильзер» и многие другие.
Так вот «Шимано» — это фирма-производитель. В рыбалке они «высоки», так как всегда выпускали велосипеды, фурнитуру для них и шариковые подшипники, которые считают лучшими в мире. Но они сразу выбрали явно правильное направление по конструкциям всех линеек катушек. Всё лучшее от велосипедов (по лужам гонять) перенесли на эти катушки. У катушек фирмы «Шимано» очень мало слабых мест, т. е. когда ломается одно да потому. Как любые механизмы, они тоже ломаются, но как-то равномерно. Плюс огромная унификация даже с разных линеек. Допустим, некоторые детали с самой недорогой модели «Хиперлоп» (без мультистопа) можно поставить не только на схожие «Аливию», «Катану», «Нексейв», «Эксейдж», «Сейдо», но и более дорогие «Ультегру», «Техниум» и т. д. с других линеек. Катушки продолжают работать, как ни в чем не бывало.
К сожалению, КБ «Шимано» нужно, добившись совершенства, чем-то заниматься дальше, и в последние серии катушек среднего ( 4-го) класса были внесены изменения, приведшие к трудностям в замене запчастей. Такова жизнь. Да и переднюю стенку шпули скосили, наверное, зря, говоря тем самым — метайте вот до сюда. Намотки катушек настолько хороши, что справлялись и с переполненным барабаном. Это важно при концепции сверхдальнего заброса.
Катушки одни из самых адекватных. Как-то мне принесли «Техниум-2500», выловленный со дна Оби. Я их зову «утопленниками». Гиблый вариант — у катушки не вращалась ни одна деталь. Пролежать на дне она могла и 3 и 5 лет. Разобрав ее, не нашел ни одной ржавчинки. Выгреб песок, промыл, тщательно высушил, прикинул износ и, как художник с мольберта, нанес смазку: где густую, где гель, где жиденькую. Все узлы оказались рабочими, а катушка бесшумно выдала более 20 оборотов ручкой, как будто только обкатку прошла. И так на всех линейках «Шимано». Даже «Хиперлоп» и «Аливию» рука с трудом поднимается ставить в класс ширпотреба.
Делают «Шимано» на японских заводах и в Малайзии. Самая достоверная информация по этому поводу показана на крепёжных лапках. Разницы в деталях, даже внешне, никакой. По качеству, похоже, тоже. Как с одного станка.
Очень интересная ценовая политика. Допустим, «Супер 4000», «Техниум 4000» и «Биомастер 4000» — это одна и та же модель. Разница лишь в один подшипник и растущей цене. «Твин Пауэр» (9 000–12 000 руб.) отличается от «Супера» только формой корпуса, количеством подшипников, посадочным местом шпули, некоторые — резьбовым креплением ручки и специальным кольцом антисброса дужки. Ходовка, бесконечный винт, короче, все что внутри — одинаково. А культовая «Стелла» сделана на базе «Твина». Выводы говорят сами: либо берите самое недорогое из лучшего, либо отдайте дань хобби, заплатите за «Стеллу». Результат будет сопоставим.
Одна деталь. Если не занимаетесь самостоятельно регламентом, а хотите ловить много и долго – берите катушки, у которых на правой оси главной шестерни стоит шариковый подшипник, а не подшипник скольжения. У «Шимано» первоклассный, скользючий фторопласт, который даже в обсохшем виде делает свою работу. Но со временем (2–3 года) подшипник скольжения в правом плече необходимо промывать и смазывать. Хватит еще на пару лет, т. к. на третьем–четвертом году черная, обсохшая наработка, как образивом, начнет быстро вытачивать канавку в оси главной шестерни. При этом сама втулка страдает в меньшей степени. Изменяется угловое отношение в зубьях, появляется урчание.
Потому, если перед вами стоит выбор: покупать красного цвета «Катану» или подороже «Нексейв», то берите «Нексейв», «Эксейдж» или даже «Сейдо». По плечам у них шариковые подшипники, а «Катана» завтулена. Это одна линейка третьего класса, катушки одинаковы. Шестерни, планетарки у них почти квадратные. При сборке не ошибитесь, ставьте по стрелочкам.
То же самое «Супер» и «Техниум» 4-го класса. Супер завтулен, хотя заменить втулку на подшипник здесь не проблема.
К слову сказать, для катушек, предназначенных для байткастинга, достаточно трёх подшипников: один в роторе (+ игольчатый, естественно) и два по плечам.
А теперь – очень важная тема. Последними словами любого продавца катушек должны быть: «следите за роликом лескоукладывателя». У нас одно сердце, а у катушек два: «ходовка» и ролик. По значимости он так же важен, как главные шестерни. За один оборот ручкой катушки смазывает 65 см шнура, в среднем, и он обязан вращаться. Если обсох и встал, механизм (катушка) умирает за одну-три рыбалки. Чтобы этого не случилось, через каждые 3-5 рыбалок или хотя бы раз в месяц нужно брать метровый конец шнура или любую нитку и, перекинув через ролик на один оборот, погонять его, слушая звук. Если зашуршал, зажужжал, засвистел или завизжал как поросенок, следует разобрать его, почистить, промыть керосином (и т. п.) и положить новую смазку. Любую с большой буквы «Л», здесь важнее всего регулярность. Это относится ко всем классам без исключения.
У «Шимано» ролик посложнее, чем у многих других фирм, но очень надёжный. Есть одно правило при сборке – все детали должны стоять так же, как стояли изначально. Есть разница, отсебятина не пройдет. Если у всех катушек ролик стоит логично – конусом к дужке, то у «Шимано» наоборот – ступенчатым буртиком к дужке. Вот так он и должен. И еще, многие ролики на «Шимано», да это касается и других фирм, завтулены. Это очень хорошо. Вопрос «почему?», ответ на него. В первую очередь у катушек загрязняются две вещи: рукоятка в пальцах руки и ролик лесоукладывателя. Ну а поскольку за роликом (вторым сердцем механизма) нужен регулярный уход, а втулки это любят, происходит двойное совпадение интересов. Смазанный подшипник скольжения даже на самых высоких оборотах бесшумен, а маленький шариковый, являясь уже механизмом, может шуметь даже на свежей смазке и требовать замены.
«Риоби»
В принципе, их немного на рынке. Во-первых, это линейка «Эксия» — «Зестер» (4–3 кл.). Во-вторых — их двойники: «Заубер» (бесконечный винт) — «Аплаус» (планетарка). Есть еще «барахольные» (там их чаще покупают) стандарты типа «Экусима» (завтуленная планетарка). Плюсы: катушки компактны, надежны, почти не ржавеют, наметки эталонны.
Был случай, когда мне приносили бородащий « Заубер». Когда разобрались, оказалось, что человек ловил в ровном, сильном потоке, на лёгкий воблер ночью. Подавал приманку на очень острые углы против течения и начинал медленную проводку. Естественно шел «рыхляк». На очень острых нижних углах, даже без рыбы, воблер стягивал шнур втугую и продавливал нижние слои. Очередной заброс — борода. Намотка была очень эталонной, поэтому я посоветовал ему сузить угол проводки, осадить поглубже шнур (в ущерб дальности), поставить его либо номером толще, либо из жестких сортов (типа «Файерлайн»), чтобы оптимизировать сочетание «катушка-шнур». Особенно уменьшить угол верховой подачи на стрежи — при таких условиях катушки не причем.
Кстати, пора дать определение «эталонной намотке». При ней должен полностью отсутствовать приямок между бухтой шнура и задней стенкой шпули. Чётких 90 градусов. Приямок между шнуром и передней стенкой допустим — это теневая зона. Отсюда вылетают последние виточки, сюда же прячутся все узлы, начиная с первого. Если и переднего приямка нет — это эталон, шнур «вбит» плотно.
Передний фрикцион (на всех «Риоби») позволяет легче вставить наметку: вначале ставится металлическая ( с зубчиками ) опорная шайба, затем, в случае необходимости, самодельная, из чего угодно, допустим из коробочки для крючков, и затем — родная фрикционная. Многие путают, ставя (одевая на ось шпули) сначала фрикционную шайбу, а уже потом металлическую зубчатую и шпулю с винтом. Нельзя.
Вставить наметку с задним фрикционом сложнее – надо двигать туда-сюда, опять же при помощи шайб, ротор. У фрикционов две задачи: они скользят, они и тормозят. Если передний фрикцион не дотягивает, нужно разобрать шпулю и протереть от излишней смазки. Бывает, что вся бухта шнура скользит по шпуле. Тогда надо шнур смотать, закрепить узел лейкопластырем и снова намотать. Также смешные случаи бывают чаще на мультипликаторах.
Если сравнивать две линейки «Риоби», то обе хороши, но «Заубер», по сравнению с «Эксией», несколько усложнен, что не дает видимых эффектов.
Хорошо со шпулями. Взаимозаменяемы «Эксия» и «Зестер», «Заубер» и «Аплаус». И по лескоёмкости: трехсотый на четырехсотый, сотая шпуля на двухсотую. Шпули есть в продаже и недороги (по сравнению с «Дайвой»).
За много лет почти не упомнить съеденных шестерен. То есть «ходовки» от «Риоби» можно признать одними из самых крепких, что важно при рваной проводке, например, ступенчатой, твичинге.
Недостатки: 1)Удобные, но слабые рукоятки. Когда сильно разболтаются, легко заменимы от любого ДШ. Шестигранник стандартный, малый.
2) Главный недостаток — ролики лесоукладывателя. На «Эксиях» и «Зестерах» шлиц под отвертку большой, а резьба обратная. За мою практику 14 подломанных рычагов ролика.
Ролики своеобразные: малого диаметра и длиннее остальных, поэтому выручить смогут токари, либо регулярный уход.
«Банакс»
Лучшие модели: Si и Jso. Последняя завтулена справа. Установка шарикоподшипника возможна. «Гера» и «Зеус» более дорогие, но из-за сложности в роторе имеют слабые места. Коррозий нет, бесконечные винты позволяют класть несоразмерно тонкий шнур, на несоразмерно большую шпулю, т. е. наметки эталонные. Немного люфтят изначально. Снял крышку корпуса — подшипник выпал. Поэтому шумноваты: хрякают, брякают, но годами делают свою работу, не доставляя текущих проблем.
При смазке ролика нельзя терять тонюсенькие шайбочки регулировки, без них ролик будет зажимать. Фирма производящая всё своё, своё КБ.
При уходе просты и адекватны. Корейцы угодили.
«Тика»
Лучший из всех китайских заводов по производству катушек. По намоткам, коррозиям соответствуют «Шимано». Но не всегда оправданно переусложнены, и при ремонте, чтобы добраться до какого-то узла, нужно разбирать всю. Катушка — противоположность «Банаксу», не для простых рыбаков, а для любителей механики. Самый недорогой, в четвертом классе,— это «Кондор» (1,5 тыс. руб.). Хороши «Либры» как золотая середина.
«Дайва»
Великая фирма снастям, старый бренд, скоро столетний юбилей (если ошибаюсь, то не сильно). Она не делала велосипеды, как «Шимано», и электродрели, как «Риоби». Они всегда делали снасти. Кто не помнит спиннинги «Вискер», «Моретан», «Гранд Вью», «Аргенто», «Сима Х (икс)» и многие другие. Список огромен, отзывы самые высокие. Но вот по катушечной программе их куда-то занесло, без харакири не обойдется.
Во-первых, у них много заводов-филиалов по всему миру, но даже в пределах одного завода унификация не всегда возможна. Во-вторых, многовато слабых мест, где они ломаются с завидной регулярностью (китайские «Самурай», «Регал»).
В-третьих, многие магнитятся, ржавеют, что автоматом отбрасывает их в класс «дорогого ширпотреба».
В-четвертых, задуманы как одноразовые: мелкие болтики труднодоступны, засажены как на клей, количество витков на них мало, а щипцы под отвертку слабы — срезаются. Это не всегда позволяет сделать полный регламент. Добиться творческого успеха при их регламенте непросто.
Пятое: ходовки, крупные подшипники под ротором и особенно мультистопы капризны по подбору смазок.
Шестое: шайбочки в роликах лескоукладывателя еще мельче, чем у «Банаксов», и терять их нельзя, ролик вращаться не будет.
Седьмое: даже дорогие модели типа SS (6 000 руб.) могут быть завтулены, а диаметр втулок таков, что на шариковые их не заменить.
Восьмое: только на дорогих «Дайвах», в отличие от всех остальных катушек в мире, лапка катушки остается в катушкодержателе, а все остальное отваливается и падает в воду («Кальдия», «Тим Дайва»). Тонкая стенка корпуса. Три случая – уже тенденция, настораживает.
Или возьмем случай с …не упомянем. Одну такую катушку принес Вадим, другую, через месяц, Александр. Первое вскрытие — износ ходовой 50%. Износ равномерный (бывает еще точечный — на зацепах). Вопрос Вадиму:
- На ГЭСе, наверное, ворочал мешками?
- Да нет, купил месяц назад, ловил по выходным.
У Александра то же самое. Брали в одном магазине, и катушка недешевая (3 000 руб.). Обидно за старый, любимый бренд. «Тойота» в таких случаях отзывает партию автомобилей.
Причина, конечно, и в перетянутом фрикционе. Чем слабее фрикцион, тем дольше срок службы любой катушки, даже если шестеренки «пластилиновые». Часто в месте, где задняя часть оси шпули входит в район фрикционных шайб, срезают шпицы. Потому перетягивать задний тормоз тоже нельзя (это относится ко всем классам). Преимуществ перед передним у заднего два: мобильность при съеме шпули и удобство при вываживании крупных, вертлявых рыб, когда одной настройки фрикциона мало и им постоянно пользуешься.
У «Дайвы» порекомендовать в 3–4 классе можно таиландский «Регал» (завтулен), «Каприкорн», «Лагуну», «Эмблем», «Тим Дайву» старого образца. Все остальные катушки хороши и даже прекрасны, но только пока новые. Потому и задача у их владельцев — как можно дольше сохранить их новыми, т. е. не мочить, беречь от песка, держать слабым фрикцион и ловить в местах, где качество рыбалки значительно важнее количества пойманной рыбы.
С уважением ко всем, кто пропах таловым костром, репеллентом и рыбой!
Сергей Шаталов.
- << Назад
- Вперёд