Все статьи о рыбалке в Новосибирске и НСО

Навигация

 

Современные катушки, взгляд изнутри

Разбирая и собирая безинерционные катушки в течение многих лет, почти ежедневно, выводы делать не надо. Они приходят сами, говорят сами за себя. И вот что можно услышать, если внимательно прислушаться к этому голосу. Но сначала немного истории. Эволюция катушек шла быстрыми темпами, как и многое другое в современной жизни. Наблюдать за этим процессом, тем более увлеченному человеку, было очень интересно.
К концу 70-х началу 80-х годов в мире оформилось несколько брендов: японские «Дайва» и «Олимпик», французские «Митчелы», шведские «Кардиналы» («АБУ-Гарсия»), английские «Байроны», американские «Пены».


В нашей стране в это время народ ловил катушками, в основном, без названий, и делились они на два типа. Были неплохие катушки, которые требовали обязательной доводки-переделки, и катушки плохие, которыми можно рыбачить сразу. К первым относились «ЛИЗа» (Ленинградский инструментальный завод, слепок с «Кардиналов») и крупные «Дельфины», «Дельфин-10» (слепок с японцев). Ко вторым относились в первую очередь «ЛЭМЗ (Ленинградский электро-механический завод, слепок с ленинградского «Митчел-300», только помельче) и небольшой по размерам «Дельфин-6». Были плохие катушки, рыбачить которыми, после любой доводки, было невозможно. Это закрытого типа «КСБХ». Купив такую модель, человек навсегда отрекался от спиннинга.
Но вот в 1984 году, на первой обложке журнала «Новые товары», я впервые увидел катушку «Орион-001» (ульяновский завод, который и в наши дни выпускает красивые настенные барометры мирового уровня) В этом же году я привез ее из Москвы, а через год они появились в магазинах Новосибирска.
«Орион-001» — довольно удачная и добротная катушка. Заслуживает самых теплых слов. Судя по изображению в альманахе «Рыболов-спортсмен» — чистый «Норис-шекспир». Но сделана «по-русски»: всё из металла, качественный подшипник в роторе, износостойкий ролик лескоукладывателя и толстый-толстый слой хрома на шнуре (сейчас так не делают). Шпуля имеет оригинальную конструкцию: она кнопочная, несмотря на передний фрикцион. Как на всех катушках той поры, включая импортные, подача шпули вперёд-назад имела кулачковую (как у паровоза на колёсах) систему, но намотка очень хорошая, на четыре с плюсом, справляется с современными шнурами. Два таких «Ориона» из четырёх до сих пор в моём арсенале, и ими поймано много рыбы.
Через год-другой появились «Орион-002» (без хрома и дешевле) и более крупная и неудачная «Орион-003» — внешне похожая на «Дельфин», с плохой наметкой.
В это же время, вместе с кубиком-рубиком, индийскими джинсами и полыми (дождались!) стеклопластиковыми спиннингами(!), прилавки всей страны заполнили катушки «РС» (от «Риоби», за 50 рублей советскими). Несмотря на то, что стоили они на 5 рублей дороже «Ориона-001», они уступали ему полным отсутствием шариковых подшипников и качеством главных шестерён. Хотя работали «эрески» тоже нормально. «Мини-ЛЭМЗ» и харьковская «Форель» появились до «революции» 1995 года, ничего из себя не представляя.
Зимой 1994–1995 годов в продаже появились первые твистеры и виброхвосты, чуть позже графитовые спиннинги с «зиговскими» кольцами и другие импортные снасти. Оформились новые бренды: «Шимано», «Риоби», «Банакс», «Вондер», «Тика» и др. Предложение родило спрос. В короткий срок открылось много современных магазинов, появились новые рыболовные журналы, видеофильмы и, конечно же, катушки. Если раньше наличие одного подшипника гордо выдавливалось во весь корпус (Балльбеаринг»(!), то в конце 90-х были уже «многошаровки», «планетарки» (система хода шпули вперёд-назад), бесконечные винты.
Современных катушек по ассортименту реально много. Как говорил Константин Кузьмин в своём выступлении на выставке-ярмарке «Рыболовный рай - 98»: «Катушки бывают плохие и очень плохие. И на этом уровне выбираем». В том дискуте я вставил фразу: «Но вы же на своих видеокассетах ловили рыбу ульяновскими «Орион-001». Если у человека есть недостатки, это не значит что он... плохой».
На любую рыбацкую версию должен быть вопрос «почему?» и ответ на него. Попробуем с этим разобраться. «Плохие и очень плохие…» — это субъективное подразделение по качеству. При взгляде изнутри, в современном парке, имеющемся у человека на руках, явно вырисовываются пять основных классов:
1. Ширпотреб (типа «Кобра», и всё, что на них похоже).
2. Дорогой ширпотреб (ДШ, 70–80% рынка).



3. Катушки с планетарной подачей шпули вперед-назад, как у ширпотреба, но все хорошего качества.
4. С бесконечными винтами подачи шпули (пресловутая «крестообразная наметка»), но дешевле «культовых» в 5–10 раз для занятия ниш на ценовом рынке.
5. «Культовые»: для людей, особо «продвинутых», сильно увлеченных или тех, кто не хочет платить за катушку менее 20 000 рублей. Это «Стелла» от «Шимано», «Сальтига» от «Дайвы» и некоторые другие.
С первым классом, «ширпотребом», всё понятно. Нужна катушка ребёнку — купил. Одних только «Кобр» (поначалу они назывались SKL) выпускает не меньше 10 китайских заводов, и, несмотря на внешнюю схожесть, унификация, т. е. возможность замены деталей, не всегда возможна. По качеству «Кобры» и т. п. тоже очень разные. Как повезёт. Той же SKL я отловил воблерами по-ночам 6 лет, заменив ее в будущем на таиландский «Регал» и т. д.
Из плюсов. Некоторые «Кобры» (будем называть первый класс так), на удивление, неплохо мотают (на все). Отсутствие мультистопа, он же «обычная муфта», он же «+1» (игольчатый подшипник, который мгновенно стопорит ручку при движении назад), тоже можно отнести к плюсам, т. к. нечему ломаться, ржаветь и потом гудеть. Исходя из того, что во всём должен быть смысл, они не заменимы при ловле на донки, фидеры на Оби и Обском море с берега. Вопрос «почему?» и ответ на него. Катушки стоят на тычках, близко к песку. Часто падают с тычек, а это для любой другой катушки трагедия. Мысль, посещающая в этот момент рыбака, должна быть только одна: «О боже! Никогда, никогда она уже не будет такой как прежде!» Метет песчаная поземка. Проходят самоходки, толкачи без барж, поднимая огромную захлёстывающую волну. Руки в каше, глина в чешуе мальков и т. п. К концу сезона, не важно, «Кобра» ли это была или «Твин» за 9000–12 000 руб., это будет коробочка с песком, полная воды и грязи.
Поэтому «Кобры» для этих целей нужно брать самые дешевые, обязательно одношаровые (шариковый подшипник должен стоять только в роторе). По плечам главной шестерни подшипников скольжения (втулок) вполне достаточно, т. к. катушка работает только от поклёвки до поклёвки, а этого хватит на всю жизнь, зато уйдут коррозии.
По истечении срока службы снимаются шпуля, ролик лескоукладывателя, рукоять. Остальное в костёр. Далее покупается точно такая же модель, с этого же завода. Всегда выгоднее иметь две-три одинаковых катушки, чем пять разных. Потому что у пяти разных срок службы будет 5 лет, а у одинаковых 10–15.
Можно порекомендовать «Кобры» и тем, кто ловит на горных речках старыми способами: на «балду», на «сплетню», «байкальским» или « иркутским» настроем, с огромными поплавками и толстой леской. Эти рыбалки характерны тем, что часто используется забродка по скользким камням, на бешеном течении. Простые катушки проще разобрать, вылить из них воду, посушить и смазать.
Второй класс — дорогой ширпотреб. Таких катушек более 70% на рынке. Их основные признаки:
- Выглядят дорого. Передние стенки шпули и ролики лесоукладывателя часто покрыты нитридом титана.
- Рукоять, которую держим в пальцах, часто из красного дерева.
- Подшипников не жалеют, т. е. в наше время это уже не показатель качества.
- Имеют «мультистоп», т. е. игольчатый подшипник, обеспечивающий мгновенный стоппер ручки при попытке оборота назад (ржавеет первым).
Но внутри это обычная «Кобра», как по строению, так и по качеству исполнения деталей. Такие катушки не могли не появиться на рынке. Так бы она стоила 300 рублей, а облагороженная внешне до уровня «культовой» ее стоимость колеблется от 1 300 до 2 500 рублей. Девиз таких катушек: «кругом вода – береги от воды; кругом песок – береги от песка». Их лучше использовать с лодок.
К плюсам можно отнести часто неплохие намотки и хорошие ощущения от рыбалки на первом году жизни катушки, иногда на втором. Но к третьей весне – это уже кусок ржавчины внутри, а после стандартного регламента с промывкой, просушкой и наложением нужных смазок остается неисправимый гул.
Наиболее типичные и, пожалуй, наиболее удачные в своем классе, особенно по наметке, это «барахольные» «Глоба» и «Альтеза». Многие катушки ДШ, напротив, еще сохранили когда-то модные шпули, типа «Лонг-каст» и, когда появились шнуры, 80% из них оказались не готовыми к этому, стали бородить. А ведь удачное сочетание «катушка-шнур», отсутствие бород – это и есть главное требование к катушкам любого класса.
Третий и четвертый классы: «наши» катушки. Это те, которые по качеству и цене надо покупать с точки зрения мастера по ремонтам. Их характерная особенность:
- Эталонная наметка. Даже в третьем классе, где нет бесконечных винтов.
- Отсутствие коррозий.
- Хорошая унификация, ремонтопригодность.
- Адекватная реакция при подборе новых смазок, с которыми всегда напряжёнка. Далеко не у всех катушек, существующих в нашем мире, это есть.
Хотя, казалось бы, — простые вещи.
Из всех катушек, которые преобладают на сибирском рынке: «Шимано», «Риоби», «Банакс», «Дайва», «Тика». Похожие на них — интересные «Вондеры» и «Германы» из четвертого класса редки и единичны. Поэтому их не рассматриваем.
«Шимано»



Есть производящие фирмы и есть торгово-закупочные. Последние набирают каталоги, создают склады и реализующие сети, а товар под своей маркой заказывают на фирмах производящих. Это «Зебко», «Кеттус», «Микадо», «Бильзер» и многие другие.
Так вот «Шимано» — это фирма-производитель. В рыбалке они «высоки», так как всегда выпускали велосипеды, фурнитуру для них и шариковые подшипники, которые считают лучшими в мире. Но они сразу выбрали явно правильное направление по конструкциям всех линеек катушек. Всё лучшее от велосипедов (по лужам гонять) перенесли на эти катушки. У катушек фирмы «Шимано» очень мало слабых мест, т. е. когда ломается одно да потому. Как любые механизмы, они тоже ломаются, но как-то равномерно. Плюс огромная унификация даже с разных линеек. Допустим, некоторые детали с самой недорогой модели «Хиперлоп» (без мультистопа) можно поставить не только на схожие «Аливию», «Катану», «Нексейв», «Эксейдж», «Сейдо», но и более дорогие «Ультегру», «Техниум» и т. д. с других линеек. Катушки продолжают работать, как ни в чем не бывало.
К сожалению, КБ «Шимано» нужно, добившись совершенства, чем-то заниматься дальше, и в последние серии катушек среднего ( 4-го) класса были внесены изменения, приведшие к трудностям в замене запчастей. Такова жизнь. Да и переднюю стенку шпули скосили, наверное, зря, говоря тем самым — метайте вот до сюда. Намотки катушек настолько хороши, что справлялись и с переполненным барабаном. Это важно при концепции сверхдальнего заброса.
Катушки одни из самых адекватных. Как-то мне принесли «Техниум-2500», выловленный со дна Оби. Я их зову «утопленниками». Гиблый вариант — у катушки не вращалась ни одна деталь. Пролежать на дне она могла и 3 и 5 лет. Разобрав ее, не нашел ни одной ржавчинки. Выгреб песок, промыл, тщательно высушил, прикинул износ и, как художник с мольберта, нанес смазку: где густую, где гель, где жиденькую. Все узлы оказались рабочими, а катушка бесшумно выдала более 20 оборотов ручкой, как будто только обкатку прошла. И так на всех линейках «Шимано». Даже «Хиперлоп» и «Аливию» рука с трудом поднимается ставить в класс ширпотреба.
Делают «Шимано» на японских заводах и в Малайзии. Самая достоверная информация по этому поводу показана на крепёжных лапках. Разницы в деталях, даже внешне, никакой. По качеству, похоже, тоже. Как с одного станка.
Очень интересная ценовая политика. Допустим, «Супер 4000», «Техниум 4000» и «Биомастер 4000» — это одна и та же модель. Разница лишь в один подшипник и растущей цене. «Твин Пауэр» (9 000–12 000 руб.) отличается от «Супера» только формой корпуса, количеством подшипников, посадочным местом шпули, некоторые — резьбовым креплением ручки и специальным кольцом антисброса дужки. Ходовка, бесконечный винт, короче, все что внутри — одинаково. А культовая «Стелла» сделана на базе «Твина». Выводы говорят сами: либо берите самое недорогое из лучшего, либо отдайте дань хобби, заплатите за «Стеллу». Результат будет сопоставим.
Одна деталь. Если не занимаетесь самостоятельно регламентом, а хотите ловить много и долго – берите катушки, у которых на правой оси главной шестерни стоит шариковый подшипник, а не подшипник скольжения. У «Шимано» первоклассный, скользючий фторопласт, который даже в обсохшем виде делает свою работу. Но со временем (2–3 года) подшипник скольжения в правом плече необходимо промывать и смазывать. Хватит еще на пару лет, т. к. на третьем–четвертом году черная, обсохшая наработка, как образивом, начнет быстро вытачивать канавку в оси главной шестерни. При этом сама втулка страдает в меньшей степени. Изменяется угловое отношение в зубьях, появляется урчание.
Потому, если перед вами стоит выбор: покупать красного цвета «Катану» или подороже «Нексейв», то берите «Нексейв», «Эксейдж» или даже «Сейдо». По плечам у них шариковые подшипники, а «Катана» завтулена. Это одна линейка третьего класса, катушки одинаковы. Шестерни, планетарки у них почти квадратные. При сборке не ошибитесь, ставьте по стрелочкам.
То же самое «Супер» и «Техниум» 4-го класса. Супер завтулен, хотя заменить втулку на подшипник здесь не проблема.
К слову сказать, для катушек, предназначенных для байткастинга, достаточно трёх подшипников: один в роторе (+ игольчатый, естественно) и два по плечам.
А теперь – очень важная тема. Последними словами любого продавца катушек должны быть: «следите за роликом лескоукладывателя». У нас одно сердце, а у катушек два: «ходовка» и ролик. По значимости он так же важен, как главные шестерни. За один оборот ручкой катушки смазывает 65 см шнура, в среднем, и он обязан вращаться. Если обсох и встал, механизм (катушка) умирает за одну-три рыбалки. Чтобы этого не случилось, через каждые 3-5 рыбалок или хотя бы раз в месяц нужно брать метровый конец шнура или любую нитку и, перекинув через ролик на один оборот, погонять его, слушая звук. Если зашуршал, зажужжал, засвистел или завизжал как поросенок, следует разобрать его, почистить, промыть керосином (и т. п.) и положить новую смазку. Любую с большой буквы «Л», здесь важнее всего регулярность. Это относится ко всем классам без исключения.
У «Шимано» ролик посложнее, чем у многих других фирм, но очень надёжный. Есть одно правило при сборке – все детали должны стоять так же, как стояли изначально. Есть разница, отсебятина не пройдет. Если у всех катушек ролик стоит логично – конусом к дужке, то у «Шимано» наоборот – ступенчатым буртиком к дужке. Вот так он и должен. И еще, многие ролики на «Шимано», да это касается и других фирм, завтулены. Это очень хорошо. Вопрос «почему?», ответ на него. В первую очередь у катушек загрязняются две вещи: рукоятка в пальцах руки и ролик лесоукладывателя. Ну а поскольку за роликом (вторым сердцем механизма) нужен регулярный уход, а втулки это любят, происходит двойное совпадение интересов. Смазанный подшипник скольжения даже на самых высоких оборотах бесшумен, а маленький шариковый, являясь уже механизмом, может шуметь даже на свежей смазке и требовать замены.
«Риоби»
В принципе, их немного на рынке. Во-первых, это линейка «Эксия» — «Зестер» (4–3 кл.). Во-вторых — их двойники: «Заубер» (бесконечный винт) — «Аплаус» (планетарка). Есть еще «барахольные» (там их чаще покупают) стандарты типа «Экусима» (завтуленная планетарка). Плюсы: катушки компактны, надежны, почти не ржавеют, наметки эталонны.
Был случай, когда мне приносили бородащий « Заубер». Когда разобрались, оказалось, что человек ловил в ровном, сильном потоке, на лёгкий воблер ночью. Подавал приманку на очень острые углы против течения и начинал медленную проводку. Естественно шел «рыхляк». На очень острых нижних углах, даже без рыбы, воблер стягивал шнур втугую и продавливал нижние слои. Очередной заброс — борода. Намотка была очень эталонной, поэтому я посоветовал ему сузить угол проводки, осадить поглубже шнур (в ущерб дальности), поставить его либо номером толще, либо из жестких сортов (типа «Файерлайн»), чтобы оптимизировать сочетание «катушка-шнур». Особенно уменьшить угол верховой подачи на стрежи — при таких условиях катушки не причем.
Кстати, пора дать определение «эталонной намотке». При ней должен полностью отсутствовать приямок между бухтой шнура и задней стенкой шпули. Чётких 90 градусов. Приямок между шнуром и передней стенкой допустим — это теневая зона. Отсюда вылетают последние виточки, сюда же прячутся все узлы, начиная с первого. Если и переднего приямка нет — это эталон, шнур «вбит» плотно.
Передний фрикцион (на всех «Риоби») позволяет легче вставить наметку: вначале ставится металлическая ( с зубчиками ) опорная шайба, затем, в случае необходимости, самодельная, из чего угодно, допустим из коробочки для крючков, и затем — родная фрикционная. Многие путают, ставя (одевая на ось шпули) сначала фрикционную шайбу, а уже потом металлическую зубчатую и шпулю с винтом. Нельзя.
Вставить наметку с задним фрикционом сложнее – надо двигать туда-сюда, опять же при помощи шайб, ротор. У фрикционов две задачи: они скользят, они и тормозят. Если передний фрикцион не дотягивает, нужно разобрать шпулю и протереть от излишней смазки. Бывает, что вся бухта шнура скользит по шпуле. Тогда надо шнур смотать, закрепить узел лейкопластырем и снова намотать. Также смешные случаи бывают чаще на мультипликаторах.
Если сравнивать две линейки «Риоби», то обе хороши, но «Заубер», по сравнению с «Эксией», несколько усложнен, что не дает видимых эффектов.
Хорошо со шпулями. Взаимозаменяемы «Эксия» и «Зестер», «Заубер» и «Аплаус». И по лескоёмкости: трехсотый на четырехсотый, сотая шпуля на двухсотую. Шпули есть в продаже и недороги (по сравнению с «Дайвой»).
За много лет почти не упомнить съеденных шестерен. То есть «ходовки» от «Риоби» можно признать одними из самых крепких, что важно при рваной проводке, например, ступенчатой, твичинге.
Недостатки: 1)Удобные, но слабые рукоятки. Когда сильно разболтаются, легко заменимы от любого ДШ. Шестигранник стандартный, малый.
2) Главный недостаток — ролики лесоукладывателя. На «Эксиях» и «Зестерах» шлиц под отвертку большой, а резьба обратная. За мою практику 14 подломанных рычагов ролика.
Ролики своеобразные: малого диаметра и длиннее остальных, поэтому выручить смогут токари, либо регулярный уход.
«Банакс»
Лучшие модели: Si и Jso. Последняя завтулена справа. Установка шарикоподшипника возможна. «Гера» и «Зеус» более дорогие, но из-за сложности в роторе имеют слабые места. Коррозий нет, бесконечные винты позволяют класть несоразмерно тонкий шнур, на несоразмерно большую шпулю, т. е. наметки эталонные. Немного люфтят изначально. Снял крышку корпуса — подшипник выпал. Поэтому шумноваты: хрякают, брякают, но годами делают свою работу, не доставляя текущих проблем.
При смазке ролика нельзя терять тонюсенькие шайбочки регулировки, без них ролик будет зажимать. Фирма производящая всё своё, своё КБ.
При уходе просты и адекватны. Корейцы угодили.
«Тика»
Лучший из всех китайских заводов по производству катушек. По намоткам, коррозиям соответствуют «Шимано». Но не всегда оправданно переусложнены, и при ремонте, чтобы добраться до какого-то узла, нужно разбирать всю. Катушка — противоположность «Банаксу», не для простых рыбаков, а для любителей механики. Самый недорогой, в четвертом классе,— это «Кондор» (1,5 тыс. руб.). Хороши «Либры» как золотая середина.
«Дайва»
Великая фирма снастям, старый бренд, скоро столетний юбилей (если ошибаюсь, то не сильно). Она не делала велосипеды, как «Шимано», и электродрели, как «Риоби». Они всегда делали снасти. Кто не помнит спиннинги «Вискер», «Моретан», «Гранд Вью», «Аргенто», «Сима Х (икс)» и многие другие. Список огромен, отзывы самые высокие. Но вот по катушечной программе их куда-то занесло, без харакири не обойдется.
Во-первых, у них много заводов-филиалов по всему миру, но даже в пределах одного завода унификация не всегда возможна. Во-вторых, многовато слабых мест, где они ломаются с завидной регулярностью (китайские «Самурай», «Регал»).
В-третьих, многие магнитятся, ржавеют, что автоматом отбрасывает их в класс «дорогого ширпотреба».
В-четвертых, задуманы как одноразовые: мелкие болтики труднодоступны, засажены как на клей, количество витков на них мало, а щипцы под отвертку слабы — срезаются. Это не всегда позволяет сделать полный регламент. Добиться творческого успеха при их регламенте непросто.
Пятое: ходовки, крупные подшипники под ротором и особенно мультистопы капризны по подбору смазок.
Шестое: шайбочки в роликах лескоукладывателя еще мельче, чем у «Банаксов», и терять их нельзя, ролик вращаться не будет.
Седьмое: даже дорогие модели типа SS (6 000 руб.) могут быть завтулены, а диаметр втулок таков, что на шариковые их не заменить.
Восьмое: только на дорогих «Дайвах», в отличие от всех остальных катушек в мире, лапка катушки остается в катушкодержателе, а все остальное отваливается и падает в воду («Кальдия», «Тим Дайва»). Тонкая стенка корпуса. Три случая – уже тенденция, настораживает.
Или возьмем случай с …не упомянем. Одну такую катушку принес Вадим, другую, через месяц, Александр. Первое вскрытие — износ ходовой 50%. Износ равномерный (бывает еще точечный — на зацепах). Вопрос Вадиму:
- На ГЭСе, наверное, ворочал мешками?
- Да нет, купил месяц назад, ловил по выходным.
У Александра то же самое. Брали в одном магазине, и катушка недешевая (3 000 руб.). Обидно за старый, любимый бренд. «Тойота» в таких случаях отзывает партию автомобилей.
Причина, конечно, и в перетянутом фрикционе. Чем слабее фрикцион, тем дольше срок службы любой катушки, даже если шестеренки «пластилиновые». Часто в месте, где задняя часть оси шпули входит в район фрикционных шайб, срезают шпицы. Потому перетягивать задний тормоз тоже нельзя (это относится ко всем классам). Преимуществ перед передним у заднего два: мобильность при съеме шпули и удобство при вываживании крупных, вертлявых рыб, когда одной настройки фрикциона мало и им постоянно пользуешься.
У «Дайвы» порекомендовать в 3–4 классе можно таиландский «Регал» (завтулен), «Каприкорн», «Лагуну», «Эмблем», «Тим Дайву» старого образца. Все остальные катушки хороши и даже прекрасны, но только пока новые. Потому и задача у их владельцев — как можно дольше сохранить их новыми, т. е. не мочить, беречь от песка, держать слабым фрикцион и ловить в местах, где качество рыбалки значительно важнее количества пойманной рыбы.
С уважением ко всем, кто пропах таловым костром, репеллентом и рыбой!
Сергей Шаталов.